Из лекции "Межрелигиозные конфликты или причина многообразия
религий":Религия подчеркивает: люби своего ближнего. Она никогда не
говорит: “Люби ближнего, который исповедует ту же самую религию”
Любая
конкретная религия имеет начало и конец во времени, и ее можно принять
или отвергнуть по желанию. Индуизм, христианство, мусульманство,
иудаизм, буддизми т.д. Это восприятие на основе – кто лучше, т.е.
основано на различии. На этом уровне человек думает, что у каждого свой
Бог.
Конфессионалтный уровень – это уровень больших отличий –всё
разное–источники, одежды , прически –всё это порождает споры. Это не
наше, зачем нам индийские Боги. И как раз фанатики концессий создают
межрелигиозные конфликты. В место того, чтобы прославлять Бога
(православные) они ругают других. Пока наша религия отождествляется с
телом
– это очень опасная философия.
Но с другой стороны, мы
можем захотеть отказаться от конфессии и подойти к голому восприятию
знания. В этом тоже может проявиться ошибка, так как человек может
лишиться культурной традиции.
Это в своё время привело к
возникновению протестанства – форма не нужна, храмы не нужны, Бог в
сердце! Это правда, но культура потеряна.
В чем ценность стакана –
он может хранить воду – в этом его ценность. Но если мы говорим, что
нам не нужна форма, то попробуйте пить воду без стакана – неудобно!
Поэтому должна быть гармония между истиной и формой подачи истины.
Например
к нам приезжает святой. И мы можем его просто слушать, но культура учит
нас тому, что надо поклониться. Зачем? Знание перетекает, как вода
сверху вниз. Если человек горд, то знание не перетечет. Знание надо как
то практиковать – и для этого и нужна культурная традиция. Истина
всегда приводит к форме и этого не надо бояться. Секрет в этом и
заключается, что если человек приходит в культуру через истину, то она
его не ограничивает, а помогает реализовать свои духовные потребности.
Но если нас привлекает только форма религии, это принятие фантика без
конфетки и приводит к фанатизму.
Религия, как путь к Богу.Это
уже имеет отношение не к телу, а к мотиву. Ради чего человек делает
это. Это относится к тонкому телу.Первый вопрос – кто я? Второй вопрос
– а зачем?Оказывается, что есть целый ряд религиозных мотивов.Всего
есть 4 мотива: те кто в беде, те кто жаждут богатств, любопытные и
искренне ищущие абсолютную истину.
Эти 4 мотива сгруппированы в следующие классы.
1–ради выгоды – это первые две категории – карма –хочу плодов. Они в этом мире хотят жить хорошо, а мечтают о рае.
2 – любознательные, которые могут переходит в ищущие истину и они делятся на 2 подкатегории:
3-
те кто хотят освобождения. Им уже все в этом мире надоело – отстаньте
от меня. Это может называться мокша или нирвана, в зависимости от
конфессии. Хотят жить аскетично, но мечтают о растворении.
4- те кто
принимают Бога как личность и хотят с ними общаться – бхакти. Они хотят
в духовный мир и хотят заниматься духовным разнообразием.
На
этом уровне человек понимает, что религия разнообразна и каждый занят
своим делом со своими желаниями – следовательно – возможна терпимость.
В
рамках любой традиции можно найти все эти феномены. И настоящий
духовный прогресс – это прогресс мотивов. И развиваться в мотивах можно
в рамках одной религии. Сахар –сладкий, соль –солёная а у дущи тоже
есть природа – стремление любить и служить.Мы можем быть не религиозны,
но будем хотеть этого, в крайнем случае будем любить себя и служить
себе, но убежать от своей природы не сможем.
Но эти качества приносят счастье, когда душа очищается. Колокольчик звенит, если металл чистый.
В
очищенном сознании душа испытывает 100% счастье от общения с богом но в
загрязненном – как рука в перчатке. Услышав слово Бог – человек должен
плакать, но мы не испытывает ни каких чувств – наше сердце не просто
загрязнено, а заковано в железо. В загрязненном состоянии желание
любить и служит направляется на другой объект и человек создает себе
кумира, даже из собаки.
Итак – религия исходит из души,
преломляется через мотивы ума и на теле проявляется как конфессия. То
есть есть внешняя форма, внутренняя мотивация и истинная потребность
души. На внешнем уровне никого не надо объединять, так как все
объединены на уровне мотивов и истинных потребностей. Определенная
конфессия является переходником для конкретной культурной традиции.
Например мы не можем принять 220 вольт, но через трансформатор мы можем прекрасно работать.
Например
– ребёнку сначала говорят, что в капусте нашли, но вырастая, он
понимает всё больше и больше. Поэтому например сначала человеку говорят,
что душа–это кровь и для их уровня этого достаточно.
Традиция
адаптирует истину с уровнем сознания человека. Как классы в школе.
Одним достаточно школы, другим института, а третьим и академии мало. И
на это нельзя обижаться, так как мы все разные, но можем подобрать для
себя свой уровень принятия истины. Итак – Бог один, но путь к нему
многоступенчатый – от мотива к мотиву. Но если это псевдорелигия – то
она может не привести к цели. Все поезда похожи, но не все едут в
Москву. Поэтому начинаем изучать истину мы все вместе, но потом
начинается специализация по мотивам, как в институте. В разных
конфессиях бхакти сохранилась по разному. И чем больше бхакти в
религии, тем больше она способствует достижению конечной цели. Не важно
в какой конфессии вы достигли бхакти и неважно в какой ее не развили.
Сейчас
очень многие конфликты имеют эту религиозную окраску. Но, если бы Иисус
Христос, пророк Магомет и Будда пришли сюда, в этот город, мы бы
обнаружили, что они принадлежат к разным нациям, говорят на разных
языках, представляют свою, не похожую ни на какие другие, традицию,
свою культуру. Но если бы они встретились, то мы бы увидели, с какой
любовью они относятся друг к другу. При этом, печальный парадокс, те,
кто называют себя их последователями, дерутся и убивают друг друга. И
это, конечно же, заставляет нас усомниться, являются ли они настоящими
последователями.
Иногда рядом с нами живут люди
противоположного пола или другой религии. И тем не менее, мы должны
любить их, потому что они наши ближние.
Сейчас многие отклоняются
от учения основателя их религии. Люди с корыстными интересами проникают
в политику, бизнес и образование. Опасность религии заключается в том,
что она воодушевляет людей на какие-то поступки, и если направление
выбрано неверное, последствия могут быть очень губительными. Точно
также власть, которой обладают неуравновешенный человек, какой-то
руководитель или президент, порой становится причиной больших бед для
простых граждан.И сейчас в этом тесном мире, который так централизован,
от лидеров зависит гораздо больше, чем когда бы то ни было в прошлом.
По-настоящему
религиозный человек не делит людей на "своих" и "чужих". Он старается
видеть всех единой семьей. Люди верующие очень хорошо это понимают, они
понимают, что религия нужна для того, чтобы сердце человека очистилось.
Ссоры, конфликты, неприятности возникают тогда, когда религию пытаются
использовать в политических целях. Сама по себе религия призывает людей
к объединению, к тому, чтобы обнаружить общее единое духовное начало.
Духовная природа едина, но, к сожалению, иногда религиозная
принадлежность
,когда она переносится на тело, становится одним из признаков, по которым людей разделяют.
Все
религии не зависимо от своей теологии, от происхождения признают одно -
то, что Бога можно позвать. Ему можно крикнуть, и так обратить на себя
Его внимание с помощью голоса. Все, кем бы мы ни были буддистами или
мусульманами, индейцами или африканцами, издаем какие-то звуки. Можно
вспомнить о первой строке Евангелия от Иоанна: "В начале было слово, и
слово было у Бога, и слово было Богом". Это говорит о неотъемлемости
имени Бога от самого Бога - Бога слова, Бога звука, Бога личности. И, в
конце концов, каждая религия это поиск того самого звука, который
услышит Бог, той самой вибрации, которая могла бы проникнуть в сердце
человека, разбудить это сердце и заставить это сердце обратиться к Богу.
Так
почему же происходят конфликты?Почему одни люди не любят других людей?
Ответ на это только один. Потому что они не любят Бога.В основе всех
конфликтов лежат какие-то оскорбления в адрес того
или иного
верующего или развивающегося человека. Оскорбления- это следствие нашей
гордыни (которaя очень ловко может рядиться в "духовные" одеяния), а
гордыня приходит к человеку только потому, что он не любит Бога.
Человек
должен уметь с уважением относиться ко всем верующим, но в то же время
хранить верность своему гуру и его наставлениям. Гордыня в данном
случае проявляется в том, что человек считает только своего гуру
великим вайшнавом, и искренне не может понять, почему другие получают
посвящение
у кого-то еще.Иначе говоря, у вайшнавов, так же как и у
последователей всех других религий, конфликты возникают только из-за
навязчивого желания всех обратить в свою веру и ослепления собственной
"правотой".Между религиями есть определенные философские разногласия
но, к сожалению, люди, чья вера не слишком крепка, пытаются укрепить ее
и самоутвердиться, опровергая других и делая из мухи слона.
Источник: Семинар Рузова В.(Патита Павана дас)
"Ведическая психология". 2003 год.