Воспоминания матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия
БЕСОВСКИЙ МАЯТНИК
— Совершенно невозможно сосредоточиться на молитве. То в одно состояние — кинет, и никак не выберешься, то в — другое. И вот — переживаешь... Вся жизнь — одни бесплодные переживания, — жаловалась матушке знакомая.
— Бесовский маятник! То — грубое (или тонкое) тщеславие, то — уныние, то блудные помыслы, то — окамененное нечувствие... И так — без числа, без конца. Все — от недостатка внимания и трезвения. Надо себе раз и навсегда твердо сказать: я этого не хочу! Это — не мое! И остерегаться попадаться на удочку. Ни резко вправо, ни резко влево — нам не надо. Учат нас идти средним — Царским путем. И когда сильное греховное состояние одолевает — в утешение знаем: это — не наше! Цель дьявола — слепить человека, его грехи и его греховные переживания в одно целое — один ком грязи. А цель Христа — отделить от каждой дорогой души все грязное: душа отдельно, а грязь отдельно.
Не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий, все-таки в нем остается (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Для этого Христос и дал нам — покаяние. И наша первостепенная задача — не принимать бесовские помыслы. Ведь знаешь: пришел помысел, это «прилог», видишь, что слева — и не оказывай ему никакого внимания.
— Матушка, вот слушаешь разумное, вроде все понимаешь. А на деле — наоборот.
— Хочешь, прими к сведению, хочешь — не принимай. Есть детский совет: возьми хорошую духовную книгу, которая до сердца тебя проняла. А лучше не одну, а три-пять. Подчеркни в них то, что считаешь для себя необходимым. И, как в школе: «повторение — мать учения» — каждые несколько дней — с сердцем перечитывай. И великие подвижники, и прежние христиане не стеснялись в своей келье повесить изречения, необходимые для своей души, чтобы чаще их на ум приводить. Составь и ты себе такую духовную азбуку.
Текст, висевший в келье схиархимандрита Феофана (Шишманова)
Под заглавием в виде эпиграфа написано:
Да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (то есть да не поселится в сердце твоем беззаконная мысль). Далее следует перечисление добродетелей, к которым всякой душе необходимо стремиться.
Вот они: Внимание. Сострадание. Ласковость. Жалость. Сожаление. Тихость. Соучастие. Соболезнование. Отзывчивость. Молчание. Благодарность. Собранность. Рассуждение. Самоукорение. Уступчивость. Услужливость. Предупредительность. Кротость. — Малые семена. Аминь.
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО СВЯТОЙ ВОЛИ
— Слава Тебе, Боже! Всего три слова, а какая великая в них — сила, — говорила матушка. — В любом несчастии — от сердца возблагодари и увидишь, как покатятся бесы. Ведь, что такое благодарность при несчастии? Это исповедание: достойное, Господи, по делам моим приемлю! Это лучшая форма смирения.
БЕЗ БОГА НАМ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ
Жизнь насколько проста, настолько и мудра. Старайся найти, понять волю Божию, постигнуть правду, запечатленную в Новом завете, понять, что без нее тебе никуда не деться! Исполнять всеми силами души.
А мы не больно-то стараемся, горячимся: «Господи, что я могу сделать для Тебя? Господи, что мне надо, чтобы успокоилась душа моя? Я все время чувствую, что волю Твою не творю, а должна знать, что Тебе надо».
Господь говорит: «Тебе все дано, не вылезай, делай из того, что тебе дано». Господь говорит: «Я подожду, подожду, старайся».
Господи, Ты все знаешь, знаешь, что без Тебя мы — никто и ничто, от Тебя зависит помощь нам. Без Тебя мы вроде — без рук, без ног, без головы, а с Тобой — все у нас есть. Так что только с Тобой нам надо быть.
ДАЙ МНЕ ТО, ЧТО ТЕБЕ УГОДНО
Как долго не молишься, чувствуешь, что уже черствеешь, что-то не то:
— Матушка, ничего у меня не получается.
— Ты думай, что ничего не можешь, тогда все само сделается. А ты думаешь: «Как это я — и ничего не могу». Надо только не выдумывать, а просить у Господа: «Дай мне то, что Тебе угодно», а не так: «Дай мне то-то и то-то».
Как Ты хочешь, чтобы я спаслась, так и пусть, только чтобы мне Тебе послужить. А кто я? — Никто и ничто, пуст и наг пред Тобой предстою и лютых помышлений не отступаю. Лютых!.. С ними как на тот свет прийти? Господи, спаси, как хочешь, только не дай погибнуть, а то я выберу что-нибудь такое неподходящее.
Много надо выдрать из себя чтобы по-настоящему любить друг друга. Как мало от нас требует Господь, как много мы от Него получаем! Прости нас, Господи, но все-таки мы Тебя любим. Веруем, любим. Хотим Тебе угодить хоть чем-нибудь. Хоть то, что есть, приими. Господи, Господи, спаси всех! Нет ничего страшнее — не знать Бога. Это такая страшная пустыня, такие дебри, в которых человек путается, путается...
ВСЕГДА РАДУЙСЯ
— Как хорошо горит огонек у лампадки! Как хорошо, если бы душа так Господу горела — тихо, спокойно! Не всем пламенем дано гореть, но хотя бы неизменным огоньком. Всегда радуйся — нельзя грехами своими затмить весь свет. Ты со мной, Господи, все Ты мне даешь. А если даже болезни и скорби?! Не скорби. Ведь не так много Богу потрудились.
Будешь за горькое благодарить, Господь тебе вменит за труд, для Него подъятый. От своих добрых дел, от подвигов — порой и потщеславишься.
А в болезни, слава Богу, любоваться на себя не приходится. Великий дар Божий — болезнь. Перенесешь терпеливо — в будущей жизни получишь награду великую, радость несказанную.
Радоваться, быть всегда — довольным, — нет, мы так не умеем! Господи, как хорошо жить на свете! Господи, благодарю Тебя за жизнь, которую Ты дал мне, и все потребное для жизни! Господь мой — я Его люблю и в немощи и впечали моей. Он меня помнит, любит — у меня есть все для радости!
Как это мы не знаем, чего хотят от нас наши папа и мама? Нет, мы должны знать, должны! Так и остаемся должны... А Он все ждет, ждет до конца — может быть, все-таки, совесть найдется.
Господи, только помоги, чтобы не очень Тебя оскорблять! Мало-мальски жить, чтобы Тебя не огорчать — а нам все хочется, чтобы не было никаких бедствий и препятствий, никаких огорчений. Это-то и плохо. Забудемся, заплутаемся, так что потом испугаемся самих себя.
Только дай нам волю — эх ты, так и покатили, не остановишь, народ такой. За нами гляди в оба, а то, пожалуй, натворим. Но все-таки, Ты, Господи, знаешь, что мы Тебя любим. Без тебя — ни до порога. Священное Писание — зеркало наше, жития святых. Как один священник девушке сказал: поменьше гляди в зеркало, побольше — в Евангелие.
О ПОКАЯНИИ
Покаяние — есть первая новозаветная заповедь; покаяние — есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Какое Божие — покаяние! Вот жизнь уже прожита. Ни слова не выбросишь. Один поступок — другим не заменишь. И если бы не было покаяния, это, как в граните резцом — на веки. Все помыслы мерзкие, бесчеловечие, слова разящие, гордость неисцельная...
Но пришел Христос — и высшим чудом Милосердия — дал человеку возможность — покаяться. И все эти гранитные бесовские скалы греха — оказываются, как паутина бессильная. Ужаснулась, содрогнулась от содеянного душа, заплакал человек, как дитя беспомощное перед матерью — и Господь — одним дуновением — сметает незыблемую броню его грехов. Из лютой темницы — выпускает на свободу.
Боже, как нам Тебя благодарить?! Как в прах пасть пред стопами Твоими.
Благодари, благодари! Чем труднее тебе, тем больше благодари. Что такое «трудно», «плохо», «искушения»... — это враг усиливается поколебать твою веру, твою верность Господу.
Это Бог попускает (по силам, всегда — по силам), ибо Он хочет видеть, как ты будешь сражаться. Как будешь побеждать, чтобы тебя наградить за верность Себе.
А если ты будешь побежден — благодари еще больше. Потому что Бог надеется, что теперь ты сделаешь новое усилие. Обретешь с Его помощью — новые силы. Так как, потерпев поражение, ты, наконец, приблизишься к тому, чтобы начать смиряться.
А смирение — всех добродетелей появление. А без него ни одной добродетели нет. Без смирения вообще Богу угодить невозможно. Все подвиги — ничего не стоят, если нет в них искренней покорности воле Божией — а она приходит из осознания собственного ничтожества. Осознания — всерьез, безо всякого лицемерства.
Подлинное благоговение, преклонение перед Творцом, когда ты по-настоящему довел до своего сознания, сердца, души — Кто — Он и кто — ты сам: бездна — между Божией Святостью и человеческой греховностью. Букашка любая чище и достойнее меня — она волю Бо-жию не нарушает. И вот я — такое ничтожество — могу обратиться к Творцу всех звезд, всех святых, я могу попросить Создателя Вселенной простить мне мои гадкие грехи, сделать черное — белым, безобразное заменить красивым.
Ты всего лишь от всего сердца говоришь: «Господи Премилостивый, пощади — пожалей! Я ненавижу свои грехи, которые причиняют Тебе боль, и меня — с Тобой разлучают. И хотят разлучить — навечно! Смилуйся — прости мои мерзости...»
И таким легким способом избавления от вечных мук — человек не пользуется!!! Это же жуть — какое легкомыслие. Какая скорбь!
«...Оставь себе на память: чем хуже тебе — тем глубже благодари Бога. Потому что за каждым испытанием обязательно следует духовное приобретение.
Величайшее приобретение — познать, какое ты барахло и что вся эта жизнь с ее калейдоскопом утех — одна мишура, и все ее удовольствия — не сладость, а горький яд. Это все подделки и миражи дьявола, когда человеку кажется что-то пустое, грязное — прекрасным, притягательным, достойным любви.
Все прекрасное и достойное Любви — у Господа. Поэтому даруй Бог оторвать себя от всех мирских привязанностей и всеми силами начать сближение с Богом. Господи сил — с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас.
Кайтесь! Считайте себя, как мытарь, грешниками. Считайте себя негодными для Царствия Божия. Умоляйте о Милости Божией. И жалейте друг друга» (Игумен Никон Воробьев).
О ПЕРЕНЕСЕНИИ ЛИШЕНИЙ
На самые незначительные мысли собеседников матушка отвечала серьезно.
— Матушка, у нас дома такой холодильник, совсем не топят, — сетовала одна.
— Нам так тяжело жить, потому что — не с чем свои трудности сравнить. Ведь не 5° у тебя в квартире? — Нет, конечно! —
Ну вот, а Государыня пишет письма из ссылки при 5° в своей комнате и без единой жалобы. Если бы мы всерьез читали жития святых, понимали бы, в сравнении с их, часто — добровольными лишениями, — что мы живем в неописуемой роскоши.
Говори себе, претерпевая трудности: Слава Тебе, Боже! вот я, никчемная, хоть краешком приобщусь подвижнической жизни. И утешишься.
Знаешь, как святые говорили: «Если имеешь келью, где можешь стоять на молитве, упираясь согбенной головой в потолок — считай это великим даром Милости Божией». Потому что другие не имеют и этого.
Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем наше духовное оружие. После Распятия Христа дьявол — словно змея, лишенная яда, словно пес с вырванными зубами. У дьявола отнята его ядовитая сила, а у псов — то есть бесов — вырваны зубы. Они сейчас безоружны, а мы вооружены Крестом. Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права. Они только и могут что дебоширить — власти-то у них нет» (Паисий Афонский).
Молитва за гонителей и презрителей веры
Господи, обрати к Тебе сердца врагов наших, если же невозможно ожесточенным обратиться, то положи преграду зла их и защити от них избранных Твоих. Аминь.
Еще раз я делилась с матушкой своими страхами перед возможными испытаниями. И она отвечала, что немощь современных мирских и монахов не случайна — это предопределение Божие. Из-за особенной гордости христиан последних времен им посланы сугубые скорби и болезни. Унывать из-за этого не нужно — а усиленно благодарить Бога. И Он поможет спастись в самых безысходных обстояниях.
... Когда суетишься, теряешь свой крест,
И вновь тебе его не обрести
Ни в этом мире, ни в другом, а только здесь
Он дан тебе, чтоб пострадать за Бога.
Мы в лучшем мире ревностнее будем
Служить Ему, любить Его, трудиться
И приближаться с нежностью к Нему,
Но больше уж Он нас не призовет
Страдать, ведь это только здесь дается.
Давайте ж на земле страдать за Бога
В смирении приучим наши души
Сносить все терпеливо, ведь страданья
Знак Божьей Милости особой,
Оставим же мы их, покинув землю!
Потери в жизни значат больше, чем удачи.
Хоть жаждет человек, а сам не пьет.
(стихотворение из дневника императрицы Александры Федоровны).
Автор-составитель
Неволима Елена Владимировна
По благословению
Архиепископа Владивостокского и Приморского
Вениамина
Золотой святыни Свет... — замечательная книга о Святой преподобномученице Великой Княгине Елизавете Феодоровне в воспоминаниях матушки Надежды — последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия.
Издательство «Горлица»
Москва
2006