Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан,
Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой
Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей -
сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все
состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он
повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам;
непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения
императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед
императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно
были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на
свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в
походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили
время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них -
святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В
один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут,
чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры
и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел
заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды.
Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были
тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней
запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были
написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти
два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом
благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие
воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из
них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души,
ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни
души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после
тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл
тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон,
начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил
отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что
прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь
принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в
городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на
воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал
сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал
торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший
клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в
то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ
понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с
народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный
ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и
обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру
и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через
пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых.
Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же
святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на
этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить
в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела
их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил
видел в пещере эти святые мощи семи отроков.