Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
08:55
Приветствую Вас Школьники | RSS
Вместе

Меню сайта

Категории каталога
Литература [1]
Мои любимые молитвы [62]
То, что в сердце вошло мое...
Православие [46]
О христианстве [174]
Краткое объяснение [59]
ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Интересные статьи [91]
Что связано с мнениями, рекомендациями, с жизнью
Жизнеописание святых и почитаемых [24]
Образ святых, житие
О молитве [0]
Свято-отеческая литература [1]
А.Мень [0]
А.Шмеман [0]
Аскетика [1]
Н. Сербский [1]
Силуан [0]
Толкование Библии [1]
Изучение Библии [4]
Символы [0]
О Богородице [0]
Иконы [1]
Семья, супружество [10]
Искусство и о нем [5]
О Вселенной [3]
Человек [2]

Мини-чат

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Интересные статьи

"НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ" (продолжение)
4) Кайся обо всех

     Преподобный Силуан хотел бы, чтобы мы пошли еще дальше по пути взаимного наследования друг другу. Мы должны не только плакать обо всех, но и каяться обо всех. По мнению преподобного Силуана, этим частично исполняется завет апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). Как отмечает отец Софроний, если понимать покаяние за других в чисто юридическом плане, возлагая вину одного человека на другого, то оно лишено смысла: это просто "несправедливо". Но любовь Христова не ограничена рамками юридических норм:
     Людям обычно свойственно юридическое понимание справедливости. Возложение на кого-либо ответственности за вину другого - они отвергают как неправду. В их юридическом сознании это не укладывается. Но иное говорит дух любви Христовой. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее, не только не чуждо, но и до конца естественно. Больше того, в этом несении чужой вины выявляется подлинность любви и достигается ее самосознание (52).
     Падение Адама, - продолжает отец Софроний, - заключалось именно в его отказе признать, что он был тоже повинен в грехе. "Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жену, и тем разбил единство Человека и единение его с Богом... И нужно думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира" (52). Мы же, в свою очередь, отказываясь приносить покаяние за других, повторяем грех Адама, таким образом делая его падение нашим собственным.
     Хотя идея покаяния за других может удивить многих современных читателей, у нее есть прекрасное подтверждение в учении Отцов Церкви. С большой силой формулирует ту же идею преподобный Марк Подвижник (V в.):
     Святые понуждают себя приносить [покаяние] и о ближних, не могши быть совершенными без действенной любви... Если милующий [других] сам помилован будет, то, как полагаю, весь мир держится покаянием, когда один от другого промыслительно бывает вспомоществуем [17].
     Суммируя учение преподобного Силуана о том, что Бог хочет спасения всех людей, я поставил покаяние на четвертое, а не на первое место. На первый взгляд это может показаться странным. Но, как уже было сказано, избранные мною четыре темы не должны рассматриваться в хронологическом порядке: это не последовательные этапы духовного восхождения. В то же время, есть особая причина, по которой покаяние обо всех следует с большим основанием поставить в конец списка, после прочих трех аспектов. Покаяние за себя поистине является отправной точкой пути духовной жизни; первый шаг, от которого зависит все остальное. Напротив, покаяние за других есть нечто, постепенно становящееся для нас возможным по мере того, как мы учимся любить других, плакать о других и молиться о них. Если покаяние за себя подобно семени или корню, покаяние за других - это плод, произрастающий на ветвях духовного дерева; вот почему темой покаяния следует закончить этот раздел.

"Адам, отец наш"

     Всепоглощающее желание преподобного Силуана, чтобы все спаслись, будет для нас еще более понятно, если мы примем во внимание его учение о том, что отец Софроний называет "всем Адамом".
     Для преподобного Силуана Адам есть "отец наш" (186), "отец вселенной" (185). Вслед за апостолом Павлом (1 Кор. 15:22 и 45) Старец видит в первозданном Адаме главу всего человеческого рода, вмещающего и "рекапитулирующего" в себе все человечество. В этом нельзя не заметить параллелей между преподобным Силуаном и святым Иринеем Лионским (II в.) [18], несмотря на то, что Старец скорее всего не был знаком с писаниями последнего. Пользуясь терминами отца Софрония, единство и "рекапитуляция" в Адаме приводит человека к осознанию "систологической общности своего личного бытия с общечеловеческим бытием" (53) и "единосущия всего человеческого рода" (63). (Сам Старец Силуан не использует подобных философских терминов.) Это онтологическое единство не является абстрактным или теоретическим: оно актуально и конкретно, ибо, - процитируем еще раз отца Софрония, - "весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия" (97). Именно отрицание Адамом своего "единосущия" с Евой и стало, как мы видели ранее, причиной его грехопадения.
     Единство человечества во "всем Адаме" с большим чувством выражено преподобным Силуаном в самом широко известном из его произведений - "Адамовом плаче" (185-187). Здесь Старец использует и по-своему развивает богослужебные тексты последнего воскресенья перед Великим постом. Именно в этот день, называемый "прощеным воскресеньем", Православная Церковь вспоминает изгнание Адама из рая:
     Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, руками бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго...
     Споболи раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго... [19]
     Читая написанную преподобным Силуаном поэму в прозе "Адамов плач", мы видим, что это плач не только Адама, но и самого Силуана, и не только одного Силуана, но и всего рода человеческого. Скорбное покаяние Адама есть также и наше покаяние:
     Душа, потерявшая благодать, скучает по Владыке и плачет, подобно Адаму по изгнании из рая (137).
     Господи, дай нам Адамово покаяние (118).
     Но и это не все. Адамов плач - это плач не только человечества, но и всего творения, всех тварей, ставших невольными участниками Адамова падения:
     Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь (185).
     Вся земля скорбит (186).
     Грех Адама является космическим по своим последствиям, ибо он разрушил первозданную гармонию между человеком и прочим творением. Потому Адам и восклицает в своем "плаче":
     В раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из рая, то холод и голод стали мучить меня; звери и птицы, которые были кротки в раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня (187).
     По причине нашей общности со "всем Адамом" все мы участвуем в грехе Адама, считает отец Софроний. Это не означает, что он или преподобный Силуан развивают учение блаженного Августина о первородном грехе в логической или юридической форме. Но это означает, что, будучи объединены членством в единой человеческой семье, все мы ответственны друг за друга, и каждый из нас в отдельности должен быть "ответчиком за все и за всех", по словам старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы" [20]. Если же мы несем общую ответственность за грех, то мы вместе и спасаемся: по словам А. Хомякова, "никто один не спасается" [21]. Личное спасение конкретного человека увязывается со спасением всего человеческого рода и, конечно, всего творения. Отец Софроний подробно раскрывает перед нами эту нашу взаимозависимость как в греховности, так и в спасении, пересказывая разговор двух афонских монахов, который ему однажды довелось услышать:
     Один из них сказал:
     - Не могу понять, почему Господь не дарует мир миру, если Его умоляет о том хотя бы один человек?
     Другой на это ответил:
     - И как возможен полный мир на земле, если останется хотя бы только один человек с злой волей? (87-88)
     Такое понимание "всего Адама" означает, что каждый раз, когда мы произносим Молитву Господню, мы молимся не только от своего лица, но и от лица всех людей. "Когда мы произносим "Отче наш", мы думаем обо всем человечестве и испрашиваем полноту благодати для всех, как для самих себя", - говорит отец Софроний [22]. Святитель Григорий Нисский подчеркивает ту же мысль, когда говорит о том, что, поскольку мы причастны естеству Адаму и следовательно его грехопадению, слова из Молитвы Господней "и остави нам долги наша" приносятся нами от имени Адама, так же как и от нашего собственного имени [23]. Это полностью соответствует учению преподобного Силуана.
     Исходя из этого богословия "всего Адама", Старец с особой силой интерпретирует слова Христа "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 19:19). Мне заповедано любить ближнего, как самого себя, потому что благодаря единству всего человечества во "всем Адаме", мой ближний - это я сам. Я должен также и молиться о других, как о себе самом: "Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя" (147). Таким же образом и страдание другого - это мое страдание, и исцеление моего ближнего - мое исцеление, а "слава брата моего будет также и моей славой" [24]. "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26).
     Это ведет преподобного Силуана к утверждению о том, что в самом сильном и буквальном смысле жизнь ближнего моего есть моя жизнь: "Блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш - есть наша жизнь" (154) [25]. По словам отца Софрония, подвижник, посвящающий себя молитве за мир, приходит к пониманию того, что "бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием... Чрез любовь Христову все люди воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия" (22).
     Христос вместил в Себя "всего Адама" и пострадал за него; потому и нам следует вместить в себя жизнь всего человечества, видя в каждом человеке "вечного брата своего": "в вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве" (23). И все это до такой степени, что, по словам отца Софрония, "в глубоком сердце своем христианин каким-то образом переживает всю историю мира, как свою собственную... и нет тогда для него чужого человека" (102). Так сильно в нас чувство единения с нашими ближними, что мы начинаем смотреть на все человечество, как если бы оно составляло одного человека. "Весь Адам становится единым Человеком - Человечеством... В глубокой молитве за весь мир, как за "самого себя", [человек] реально живет все человечество, как единую жизнь, единую природу во множестве персон" [26]. Таким путем мы приходим к пониманию "универсальности человеческой личности" [27]. Именно потому, что мой ближний - это я сам, и потому, что его жизнь - моя собственная, я должен любить врагов своих. Только в свете учения преподобного Силуана о "всем Адаме" мы можем по-настоящему понять, почему он придает такое исключительное значение любви к врагам. Я должен любить врага моего потому, что мой враг - это я сам; я - тот "другой", которого я считаю своим врагом. Его жизнь - моя, а моя - его. Любовь к врагам есть непосредственное следствие нашей взаимосвязи во "всем Адаме".
     Взаимозависимость всех людей во "всем Адаме" отец Софроний иллюстрирует ярким образом вселенского древа:
     "Люби ближнего своего, как самого себя". Мне было дано увидеть смысл этой заповеди в форме гигантского, вселенского древа, корнем которого является Адам. Сам я - не более чем листик на ветви этого древа. Но оно мне не чужое: оно - моя основа, я принадлежу ему. Молиться за весь мир - значит молиться за это древо во всей его целокупности, со всеми миллиардами его листьев [28].
     Прежде чем завершить рассмотрение темы "всего Адама", необходимо отметить следующее. Хотя преподобный Силуан и размышляет о грехе Адама, он всегда говорит о нашем праотце с уважением и почтением, пронизанным любовью. Адам, плачущий вне райских врат, есть поистине трагический образ, но в глазах преподобного Силуана он никогда не превращается в объект презрения или отвращения. Старец остается верен традиционному православному пониманию, согласно которому Адам и Ева являются примерами святости: они рассматриваются не просто как грешники, но как покаявшиеся грешники, которые ныне причастны божественному свету и славе. С особой ясностью это выражено в православной иконе Воскресения Христова, на которой изображен Христос, простирающий руки к ним обоим и со властью и силой выводящий их из гроба в жизнь вечную.

"Плачьте со мною лес и пустыня"

     Грех и спасение относятся не только к человечеству: они затрагивают и весь тварный миропорядок. Когда Адам пал, вся тварь пала вместе с ним; таким же образом спасение людей будет началом спасения всего космоса. Как говорит отец Софроний, "каждый святой есть явление космического характера" (98). И мы спасаемся не от мира-космоса, но вместе с миром.
     Космическое, вселенское понимание греха и спасения имеет твердое основание в Писании. Святой Иоанн Креститель, например, приветствует Иисуса словами: "Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира" (Ин. 1:29). Предтеча говорит не о "грехах" во множественном числе, но о "грехе" в единственном числе, и не о грехе "людей", но о грехе "мира" (tou kosmou - космоса). Следовательно, помимо личных грехов отдельных людей, существует более глубокая греховность, которая включает в себя мир как целое. Апостол Павел, в свою очередь, говорит, что весь тварный миропорядок "совокупно стенает и мучится доныне", "с надеждою ожидая откровения сынов Божиих"; когда же мы, люди, войдем "в свободу славы детей Божиих" во Христе, тогда и вся тварь будет освобождена (Рим. 8:19-22). Иными словами, наше падение повлекло за собой падение всей твари; подобным же образом и наше искупление принесет освобождение всей твари. Именно поэтому Новый Завет завершается впечатляющим виде'нием не только "нового неба", но и "новой земли" (Откр. 21:1). Такое же понимание вселенских масштабов спасительного дела Христа содержится в богослужебных книгах Православной Церкви. Возьмем для примера один текст, несомненно знакомый преподобному Силуану: "похвалы", которые поются на утрени Великой Субботы перед плащаницей с изображением мертвого Христа, приготовленного к погребению [29]. В этом тексте подчеркивается, что искупительное дело Христа имеет универсальный характер. Смерть и воскресение Христа приносят прощение и новую жизнь всему роду человеческому.
     [32] Жизнь смерти вкусившая, Христос от смерти смертныя свободи, и всем ныне дарует жизнь.
     [37] Вознесен на древо, и живущия человеки совозно-сиши: под землею же быв, лежащия под нею воскрешаеши.
     [44] Распростерт на древе, собрал еси человеки; в ребра же Твоя животочная прободен, всем оставление источаеши, Иисусе.
     В "похвалах", однако, говорится и нечто большее, а именно, что крестная смерть Христа не только обновила человечество, но и изменила весь тварный миропорядок:
     [22] Изменяшеся вся тварь страстию Твоею; вся бо Тебе, Слове, сострадаху, ведуща Тя Содержителя всех.
     Тема сострадания твари страждущему Христу постоянно возвращается с новой силой:
     [15] Истинный небесе и земли Царю, аще и во гробе малейшем заключен был еси, познался еси всей твари, Иисусе.
     [26] Сотрясается страхом, Слове, вся земля, и носило света лучи скры, величайшему Твоему свету сокровену бывшу в земли.
     [40] Тайно убо древле закалается агнец; Ты же, яве заклан быв, Незлобиве, всю тварь очистил еси, Спасе.
     [68] О горы и холми, и человеков множества, воспла-читеся, и вся рыдайте со Мною, Бога нашего Материю.
     [107] Солнце и луна вкупе померкша, Спасе, рабом благоразумным подражаху, иже в черныя одежды облачаются.
     [134] Гряди, вся тварь, песни исходныя принесем Зиждителю.
     Вся земля вместе с нами, людьми, оплакивает мертвого Христа, полагаемого во гроб; равным образом, благодаря воскресению Христа из мертвых, вся земля вместе с нами воскресает к новой жизни. Пасхальное таинство спасения простирается за пределы мира людей - в царство природы, включая животных и деревья, холмы и долины, солнце и луну, и всю совокупность материального творения.
     Исходя из этого всеобъемлющего понимания искупительного дела Христа, Старец верит в то, что наше личное спасение неразрывно связано со спасением всего мира. Призыв "любить всех" означает, что мы должны любить все творение: прежде всего людей, но также и животных, растения и вообще каждую и всякую часть природы. Наша любовь должна стать "любовью без пределов", как называется одна из книг отца Льва Жилле [30]. По словам отца Софрония, "обращенные к единому Богу, святые в Нем видят весь мир" [31]. А преподобный Силуан жалеет "всю вселенную и всякую тварь" (155).
     "Плачь обо всех" - это значит, что "все будут тебе родные и милые, и будешь проливать обильные слезы за ближнего и за всякое дыхание и тварь" (177). "Когда душа научится любви от Господа, то ей жалко всю вселенную, всякую тварь Божию" (183). Когда же она плачет о том, что оставила ее благодать Божия, она призывает и всю тварь рыдать вместе с ней:
     Плачьте со мною все звери и птицы. Плачьте со мною лес и пустыня. Плачьте со мною все создание Божие, и утешьте меня в горе и печали (152).
     В учении преподобного Силуана об узах, которые связывают нас с прочими тварями, есть три темы, которые я нахожу особенно интересными. Остановимся на них несколько подробнее.

1) Человеческое тело

     Старец подчеркивает духовную значимость человеческого тела. Рассматривая страсти как явление отрицательное, он безусловно положительно оценивает саму физическую природу человека. Мы должны ненавидеть не наши тела, но ту страстную греховность, которая растлевает их. В своем нынешнем падшем состоянии тело может казаться нам врагом, но в том истинном и естественном состоянии, в каком оно было изначально сотворено Богом, оно есть наш помощник и друг. Бог призывает нас к всецелому освящению:
     Свет Господень будет в душах, умах и телесах святых (124).
     Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле (148).
     Когда человек двигается вперед по пути духовной жизни, не только в душе его водворяются свет и радость великая, но "и тело ощущает благодать Святого Духа" (122). Одна из наград, которые монах получает за свои духовные победы, заключается в том, что "душа чувствует благодать Божию и в теле своем" (204). "У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь" (154), ибо "совершенная любовь" ведет к преображению тела:
     Четвертая, совершенная любовь к Богу - это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145).
     Старец вспоминает случай телесного преображения, происшедший у него на глазах:
     Великим Постом на вечерне, в Старом Нагорном Русике одному монаху [32] дал Господь увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа. Старец-духовник стоял в епитрахили и исповедовал. Когда в исповедальню вошел тот монах, то увидел духовника, седого старца, что лицо его молодое, как у мальчика, и весь он сиял, и был похож на Христа (168).
     Отец Софроний говорит о подобных же явлениях: "Свет Божий, осиявший человека, делает его чудным образом преображенным: лица, самые банальные, как бы изуродованные грехом, в покаянной молитве озаряются Светом и видятся молодыми и даже прекрасными" [33].
     Таким образом, богословская антропология преподобного Силуана является безусловно "холистической". Божественная благодать охватывает всего человека - душу вместе с телом; тело обоживается вместе с душой. Эта идея имеет прямое отношение к взглядам Старца на материальный, тварный мир. Посредством тела мы соприкасаемся с окружающим нас физическим миром, который благодаря деятельности пяти чувств входит в нас и становится частью нас самих. Если же освящение включает не только нашу душу, но и физическое естество, следовательно, через тело мы можем воспринимать и материальный мир святым и - также через тело - передавать, в свою очередь, святость окружающему нас материальному миру. Наше тело - необходимый посредник между нашим внутренним бытием и миром природы. И поскольку тело может быть наполнено благодатью, очевидно, что наше собственное освящение представляет собой единое таинство вместе с искуплением материального мира.
     Будучи монахом, жившим в строгом послушании в соответствии с афонской традицией, преподобный Силуан воспитывался на суровой дисциплине тела. Но он никогда не воспринимал аскетическое самоотречение в дуалистическом смысле. По словам святого Иоанна Лествичника, "монах есть тот, у кого тело очищенное" [34]. Подвижник стремится к очищению тела, а не к его разрушению.

2) Животные

     Преподобный Силуан глубоко вдумывался в смысл взаимоотношений между людьми и животными. В этом нет ничего неожиданного. Юность свою он провел в крестьянской общине. Святая Гора, которая затем стала его монашеским домом, также изобилует всякой живностью: птицами, бабочками, змеями, шакалами и даже (во всяком случае, во времена Старца) волками и дикими кабанами, не говоря уже о домашних животных, лошадях и мулах, которых во множестве держали в монастырях вплоть до появления на Афоне трактора и джипа. Животные были постоянными спутниками Старца.
     Его отношение к животным характеризуется двумя чертами: нежным состраданием и реализмом. Он проявлял к ним одновременно мягкость и беспристрастность. Любовь к животным и сострадание к ним выразились в следующих строках:
     Один раз без нужды я убил муху и она бедная ползала по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай...
     Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из Монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом (192).
     В то же время Старец призывает нас не привязываться чрезмерно к животным и не уделять им ту любовь, которую мы скорее должны проявлять по отношению к Богу и ближним:
     Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать - есть неразумие души. Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? (193)
     Как-то отец Софроний признался мне: "Я не включил этот текст в английское издание писаний Старца. Я знал, что англичане никогда не поймут этого".
     Между прочим, преподобный Силуан нигде не говорит, что вкушение мяса животных является грехом. Как афонский монах, он мясо не ел, но монашеский устав позволяет вкушать рыбу в течение всего года, за исключением дней строгого поста. Старец даже упоминает о том, что было время, когда ему приходилось бороться с навязчивым желанием поесть свежей рыбы (193). Если монах воздерживается от мяса, то делает это по причинам аскетического и дисциплинарного характера, а не потому, что само вкушение мяса непозволительно. Во всяком случае, Православная Церковь никогда не защищала вегетарианство в качестве всеобщего правила.
     Сочувствуя страданиям животных, преподобный Силуан никогда не забывал о той основополагающей истине, что Бог даровал нам этот мир, чтобы мы пользовались им. Человек, по его словам, есть "великое создание" (156). По словам отца Софрония, "весь мир был создан ради человека" [35]. Разумеется, это никоим образом не оправдывает жестокого и эгоистичного использования окружающей среды. Напротив, наслаждаясь миром, мы должны являть предельное смирение и осмотрительность. Бог дал нам "господство" над животными (Быт. 1:28), но господство вовсе не означает тиранию.

3) Растения

     Сострадательная любовь преподобного Силуана распространялась не только на животных, но и на растения: "Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам" (Откр. 7:3). Однажды, когда Старец Силуан шел по дороге вместе с отцом Софронием, последний ударил палкой по кустику высокой дикой травы. Старец ничего не сказал, но только недоуменно покачал головой; отец Софроний тотчас почувствовал стыд (41). В своих собственных писаниях Старец Силуан говорит:
     Листок на дереве зеленый; и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок; жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить (156).
     Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем и душа сострадает всякому существу (192).
     Это сострадание поистине вселенского масштаба, это чувство нашей человеческой ответственности перед всем творением делает Старца "святым нашего времени", святым для нас, живущих в эпоху глобального загрязнения окружающей среды. Его слова, написанные более полувека назад, отмечены пророческим духом. У Вселенского Константинопольского Патриархата были достаточные основания в своем весьма своевременном заявлении на тему "Православие и экологический кризис" [36] включить преподобного Силуана Афонского в число цитируемых авторов, наряду с пророком Исайей, преподобным Исааком Сириным и Достоевским.
      Вместе с тем, в отношении преподобного Силуана к тварно-му мирозданию есть некий парадокс. С одной стороны, он призывает нас "любить всякую тварь" и подчеркивает красоту природы:
     С детства я любил мир и красоту его. Любил я рощи и зеленые сады, любил я поля и весь свет Божий, как он красиво создан. Любил я смотреть на светлые облака, как несутся они в голубой высоте (123).
     Как считал преподобный Силуан, если человек не воспринимает, как должно, красоту мира и ничему в нем не удивляется, он лишен благодати Божией (42).
     С другой стороны, Старец утверждал, что душа истинного монаха "забывает землю" (204). Он, в частности, пишет:
     ...С тех пор, как я познал Господа моего, и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей, и я уже не хочу смотреть на этот мир (123).
     Ты уязвил душу мою любовью Своею, и она жаждет Тебя... и не хочет видеть мир сей, хотя я и люблю его, но паче всего люблю Творца... (158)
     Ты украсил небо звездами, воздух - облаками, землю же - морями, реками и зелеными садами, где поют птицы, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен. Только Тебя желает душа моя, Господи (122).
     Такова шкала ценностей преподобного Силуана, так расставляет он приоритеты. Сколь высоко бы мы ни ценили красоту творения, мы должны испытывать несравненно более сильную любовь к Богу Творцу.

"Бытие в общении"

     Итак, для преподобного Силуана существует единое и неделимое таинство спасения, одновременно личного, всечеловеческого и всемирного-космического: все, как океан, течет и соприкасается со всем прочим. Как замечает отец Софроний, самой сердцевиной духовной жизни и предпосылкой всякого духовного знания является "бытие в общении" [37].
      Спасение для преподобного Силуана и для отца Софрония означает пребывание в общении; следовательно, не может быть никакого различия между нашим личным спасением и спасением мира. Одно и другое составляют единое целое. Наше собственное спасение непременно связано со спасением любого другого человека, ибо "брат наш - есть наша жизнь". В то же время наше, человеческое преображение становится началом преображения всего мира. Не случайно на последней странице книги отца Софрония о Старце Силуане мы находим молитву, которая по своему характеру является всеобъемлющей: "О Господи, дай нам сию любовь во всем мире Твоем!" (205).



Источник: http://"Церковь и время" № 2(9) 1999
Категория: Интересные статьи | Добавил: Natal (22.04.2008) | Автор: Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024