Вера – это личные отношения; хотя в христианстве, несомненно, есть набор доктрин, которые нам следует принять, христианство начинается с личного отношения ко Христу, и все в нем стоит на этом личном отношении. Мы разделяем определенные доктрины, ведем себя определенным образом, ходим в Церковь и т.д. – и делаем все это только и исключительно ради Иисуса Христа.
Все наши решения по отношению к Церкви, к вероучению, к обрядам следуют из нашего решения по отношению к Иисусу Христу.
Мы принимаем вероучение, Церковь, и ее обряды не ради них самих, но ради Иисуса Христа. Церковь, обрядность и все остальное имеет смысл только в рамках наших отношений со Христом; без этих отношений все это бессмысленно и не нужно.
Как-то я читал статью одного бывшего священника, отошедшего от христианской веры. Он писал, что “разочаровался в христианских догматах”. По-видимому, это человек просто не был христианином – он не говорит, что “разочаровался в Иисусе Христе”. Если в центре веры и церковной жизни для человека не стоит Иисус Христос, то для такого человека и догматы, и Литургия, и церковная жизнь вообще будут чем-то тягостным и бессмысленным; через какое-то время такой человек уйдет, заявив, что он “разочаровался в христианской вере”.
Поэтому поверить – значит определиться по отношению к Иисусу Христу. Как прекрасно сказано в одном западном Катехизисе,
Мое единственное упование в том, что плотью и духом, в жизни и смерти я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своею сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни волос с головы моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все [происходящее со мною] должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной, и готовит меня всем сердцем жить для Него.
Поверить во Христа – значит довериться Ему, как Спасителю, и покориться Ему, как Господу.
|