В настоящем псалме предрекает Пророк рождение Христа от семени
Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас.
Псалом же надписывается «» по
особенной потребности духовного разума к уразумению глубины тайн его. А
об Ефаме, что и он был Пророк, ясно сказано в предыдущем псалме.
2
Какие же это оказанные нам милости Господни, который должны мы
воспевать? Не те ли, что низложены начала и власти и самая держава
диавола, а мы освобождены от греха и смерти?
Отчая Истина есть Сын, Которого от рода до рода носят в устах своих
святые. Речь же эти произносится как бы Апостольским ликом.
3
Ты, Владыко, благоволил дать обетование, что великая и чудная милость
непрестанно во век будет созидаться. Это значит: будет устроена или
воздвигнута. Ибо созидаемое как бы воздвигается и восставляется. Таковы
спасение и благодать, даруемые Христом. Как милость Божия созидает
людей, так истина уготовляет святые силы.
Как спасение чрез Христа именуется милостью и благодатью, так опять
именуется (на небе и на земле) и истина, которая даже до неба
воздвигнута кровью.
4 т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: (Быт. 22, 18. 28, 14). Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: восстанет от семени твоего Иной, во век царство (2 Цар. 7, 12 — 14)?
6 Говорить это, потому что родился Христос, и Ангелы благовествуют пастырям, говоря: (Лк. 2, 11), и явилось множество других (14).
7
Хотя Единородный соделался человеком, снизошел до вольного истощания и
приял на Себя зрак раба; однако и в этом состоянии несравнимо Он выше
всех, даже и небесных Сил, потому что те в служебном чине, а Он —
Владыка всех и Господь. Даже и никто не уподобится Ему. Об этом свидетельствуют они сами, говоря: (Ин. 1, 16). Поэтому, Он дает как Бог, а те обогащаются принятым от Него.
8 Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он: (Ин. 14, 6), и:
(Ин. 8, 58): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и
страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: (Мф. 14, 33). (Мат. 16, 16); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают:
10
Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в
бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: (Иов. 38, 11). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками.
11 Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим дал (Лк. 10, 19).
12 Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли.
13
Этим означает четыре страны вселенной: севером — страну полунощную,
морем — западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон
— страну полуденную, а горою Фавор — восток.
14
Мышца Твоя, Владыко, всем явлена с силою. Хотя и соделался Он человеком
и был подобен нам, однако же превосходство величия Его было явственно.
А это и значить сказанное:
16
Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся
тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо
воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас,
и победил сопротивные силы.
17 Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного.
18
именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорить: поскольку
благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша,
потому что стали прославлены мы, воскреснув со Христом (Кол. 3, 1) и с
Ним воцарившись.
20 то есть древле в пророческих видениях, — разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться им сыноположения. Что же глаголал, как не это:
А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и
преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого
дал нам в помощь Отец, без сомнения, есть Христос; потому что Он
Господь сил.
21 Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что
(Флп. 2, 9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от
семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Когда Тот, о Ком сказано:
родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был,
Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово,
Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы
обогатились тем, что Его.
22 Спаситель сказал: Той (Ин. 5, 36). И еще: (Ин. 14, 10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец:
23 Хотя и сказали:
(Мф. 21, 38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и
предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в
третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах
Отцу и Богу, и пребывает (Евр. 1, 3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное:
24 потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец.
25 называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: (Ин. 4, 24). И
сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына
Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и
помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление.
именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын.
Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть
Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын.
Ибо Сам говорить: (Ин. 11, 25). Это сказал Он Отцу Своему: (Ин. 17, 10).
26 как сказали мы выше, означает западную страну, а под разумеет страну между рек или восток. Поэтому говорит, что дело Его прострется на целую вселенную.
На море полагается рука Христова, а на реках десница Его. Впрочем, если
захочет, море сделается рекою, а также и река, если соблюдет реку
текущую из чрева ее, сделается морем живой воды.
27 И здесь опять воплотившийся домостроительственно именует Отца Богом Своим, говоря: (Ин. 20, 17). Ибо о Нем говорить Пророк, когда, пророчествуя, что назвал Его (Иса. 9, 6).
29 Ему, т. е. людям чрез Него уверовавшим. же называет отпущение грехов по вере; а
разумеет новый, который именует верным, т. е. надежным, твердым и
пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и
бесполезности, так как Закон ничего не привел в совершенство.
30 Ибо не прекратятся и имя христиан, и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо.
36 Это подобно сказанному в другом месте: (Пс. 131, 11).
37 Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и Ибо Тому, Кто есть Бог и истинно Божий Сын, невозможно не быть всесовершенно и непременно вечным. Под
Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос.
Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную,
всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так:
39
Блаженные Пророки говорят о том, что было при честном кресте. Поэтому,
как бы обращают речь к Отцу и Богу: Ты дал обетование, что семя
Давидово пребудет во век, и но Сказано:
вместо: попустил быть отринутым и уничиженным; потому что не Отец
отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это паче иудеи, впрочем по
попущению Бога и Отца. И в этом смысле сказано: (Рим. 8, 32).
40
Замедлил, говорить, исполнением данных о Нем обетований; ибо Он между
тем пострадал. Объясняет же, как замедлил, говоря:
Дал Ты обетование, что пребудет во век; — и таков был завет Твой о Нем.
Но иудеи распяли Его, и вменен Он с мертвыми; потому что страдал и был
распят. Итак,
На землю, говорить, поверг Ты славу Его. Поскольку вышел Он на
страдание, то беззаконные иудеи почли Его простым человеком. Но не
остался мертвым Сей, по слову Пророка,
(Пс. 87, 6); и не причинило Ему какого-либо бесславия страдание Его, а
напротив того, прославился Он паче; потому что низложил имущего державу
смерти, т. е. диавола, и освободил род человеческий. Впрочем, Пророки
говорят о том, что совершается пред их очами.
41 и ограждениями Его именует святых Апостолов, которые все оставили Его и убоявшись бежали. Почему и сказано:
43 радовались и покивали на Него главами, видя Его пригвожденным на древе.
44
потому что распявших единородного Сына Бога и Отца, которые достойны
были крайнего наказаны, не наказал немедленно, но, по великому
человеколюбию, и им даровал возможность покаяния посредством крещения.
Поэтому-то говорится, что Сказано же « вместо «удержал».
45 Сказано «
вместо «разрешил». Поэтому, разрешил от очищения, или заставил
увериться, что Он чист, тогда как признаваем был злодеем, осужден как
грешник, (Иса. 53, 12). Когда пострадал плотию, и стал
тогда распявшие думали, что страдание всему положило конец, что
совершенно прекратилось и бытие и имя Его. Поэтому-то Псалмопевец
объясняет предположения распявших, говоря:
47
то есть, долго ли будут иметь силу дерзкие покушения иудеев,
замышляющих распять Единородного и Спасителя нашего? Симмах переводить:
«доколе, Господи, скрываешься в конец? возгорится, как огнь, ярость
Твоя». То есть, долго ли Ты, Владыко, не благоволишь воззреть на
болезни наши, не явишься и не положишь конца бедствиям? Но, как огнь,
возжигаешь гнев памятованием грехов наших.
48
сотворил Ты человека, по образу Твоему создал его (Прем. Сол. 2, 23);
но вследствие обольщения подпал он тлению. Поэтому, даруй ему
неистление, чтобы спаслось Твое создание, для чего и сотворено.
49 Никто, говорить, не преодолеет смерти, и не если Ты, Владыко, не даруешь ему воскресения.
50 Древними милостями Божиими называет оное прежде сложения мира предопределенное восстановление в неистление.
51 Поскольку (52)
говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же эти
состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и
поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными; то
прошу Тебя воспомянуть о сем. Ибо
А изменение Его есть смерть и кровь Его, эта искупительная цена, данная
за спасение мира. За это-то и поносили, предполагая, что Он преодолен
смертию. Но не пребыл мертвым а паче воскрес в третий день. Поэтому-то псалом вместо печати прилагает слова
53 как бы уже воскрес Он и восшел на небеса, и благословен или исповедуем во веки с Отцом Своим.
Источник: http://Библия-центр |