Молитва
Как и многие слова христианского происхождения, слово “молитва” в наше время часто используется в ложном значении. Мне доводилось читать рекламу книги, где речь шла о “сильных” молитвах, которые содержат “ключевые слова”, “молитвах”, которые должны принести исцеление, удачу в делах и иные блага.
Как-то я беседовал с одной женщиной, и показал ей молитвослов, в котором церковнославянские слова были переведены на русский. “Но ведь тогда заговор не подействует!” – испугалась она. Поэтому, чтобы сказать, чем является моливта, мы должны сказать, чем она не является. Молитва – это не заклинание. Заклинание – это попытка манипулировать
сверъествественным, так сказать, нащупать нужную кнопку (“ключевые слова” и т.п.) в духовном мире, чтобы получить желаемый результат. Для заклинания очень важно придерживаться строго определенной формы – иначе “не сработает”. Такое заклинание – не просто не молитва, но и действие, несовместимое с христианским взглядом на Бога и духовный мир вообще.
Молитва – это не медитация. Медитация – духовно-психологическая практика, цель которой – прийти в определенное состояние. Особенность медитации в том, что она обращена на себя. Человек глубоко сосредотачивается, чтобы изменить, или ощутить, или познать что-то в себе.
Что же отличает именно молитву? Молитва – и это принципиально важно – это личное обращение. Личная благодарность или личная просьба. Это обращение к Богу как к личности, как Отцу, что-то похожее на доверительное общение с близким человеком.
Когда мы просим прощения за наши грехи, мы ищем примирения с Тем, кого лично обидели своими грехами; когда просим о чем-то – мы просим у Того, кто лично помнит и заботится о нас; когда мы благодарим Бога – мы выражаем нашу веру в то, что Он лично для нас что-то сделал.
В отличие от заклинаний, когда люди считают, что могут манипулировать сверъествественным – “на коленях приползет к Вам любимый! 500% гарантии!” – молитва признает свободу Бога. Бог выслушивает все наши просьбы – и отвечает на многие из них. Но Он поступает так, как Сам считает наилучшитм для нашего блага. Так же, как благоразумный отец удоволетворяет не все просьбы детей, Бог Сам решает, когда и как Он ответит на молитву.
|