Главная
Регистрация
Вход
Суббота
04.05.2024
23:59
Приветствую Вас Школьники | RSS
Вместе

Меню сайта

Категории каталога
Антоний Сурожский [4]
Целители [4]
Рекомендую прочесть [14]
О грехах [13]
Псалтырь [1]
Икона Божией Матери [9]
Литургия [1]

Мини-чат

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Православие » Целители

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян)

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян)

 

Св. бессребреники. Празднуются 1/14 ноября. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех».

Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что наши предки молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану».

Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими патронами и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом — ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени св. Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Так, например, в одной старинной песне пелось:

 

Там шел наш Косьма-Дамьян

На свадьбу Агафоныча,

Ты святый ли, ты Косьма-Дамьян,

Да ты скуй нам свадебку

Вековечную, нераздельную.

 

Или еще в другой:

 

О святый Кузьма-Демьян,

Приходи на свадьбу к нам

С своим святым кузлом (молотом),

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко-накрепко.

 

Сковать свадьбу — значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря главным образом созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение со днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует, а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали благочестивый обычай в честь этих угодников, известных в народе под именем Курятников: хозяйки в Москве 1 ноября собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка.

Основанием народного представления о покровительстве свв. Космы и Дамиана курам послужило то обстоятельство, что эти домашние птицы как эмблема счастия и плодородия составляли непременную принадлежность свадебных церемоний и необходимое свадебное кушанье. По этим птицам любили гадать наши деревенские девушки о суженых и ряженых. Русскому человеку всего естественнее казалось отдать кур под покровительство свв. Космы и Дамиана, покровителей свадеб. Народное представление о свв. Косме и Дамиане, Божиих кузнецах, в связи с покровительствуемою ими домашнею птицею, петухом, имеет довольно близкое отношение к древнерусскому языческому культу Перуна: божество это как производитель молний и огня предками нашими представлялось в виде кузнеца, а петух считался атрибутом его как птица, посвященная в честь его. Древнеязыческое представление о Перуне могло впоследствии перейти на свв. Косму и Дамиана.

И. П. Калинский

 

Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

 

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии. Отец их был язычник, мать же по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет апостол: истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениих день и нощь. Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных писаний и наставила их на всякую добродетель.
Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле,
сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и
всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они
делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая чрез любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, туне, во исполнение заповеди
Христовой: туне приясте, туне дадите. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестиво скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей
жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание.
Некоторая женщина, по имени Палладия, в течение многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи, что они исцеляют всякие
болезни, она послала к ним с просьбой, чтобы они посетили ее пред смертью. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина,
по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений. Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить по крайней мере одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар: взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы; Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которой она заклинала его. Святой Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиной сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.
Святой Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной. Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его. В то время как они
недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия. Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане.
Однажды, во время жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел
под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то
почувствовал страшную боль оттого, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от
сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем, однако, не могли помочь; они даже не могли понять, что
это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул:
“Святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне!” Святые тотчас поспешили со своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видевшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и с помощью святых бессребреников выздоровел совершенно.
Выл в том месте другой муж по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий
путь, он повел свою жену к храму и сказал ей: — Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Косме и Дамиану; оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мной. И если Бог восхочет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.
Поручив таким образом жену святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, дьявол принял образ некоторого знакомого
человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, который указывал ей муж, говоря: “Пришлю тебе знак и возьму тебя к себе”. Показывая ей сей знак, дьявол велел идти за ним к мужу. — Меня,— сказал он,— прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему. Женщина сказала: — Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану: и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со
мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.
Дьявол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря: — Клянусь силами Космы и Дамиана, не причиню
дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему. Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и
пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем
бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу: — Боже, по молитвам святых твоих. Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши
избавить меня из рук сего убийцы! И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Дьявол, увидев их, оставил
женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее. Женщина, кланяясь им, говорила: — Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому
воздавать благодарность до конца жизни моей. Они сказали: — Мы — рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред
отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благости Божьей, от дьявола.
Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых
рабов Его, Коему и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было,— как Господь явил к ней
милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами: — Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков, Ты помог рабе твоей Фекле на позорище; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от дьявольской
сети чрез угодивших Тебе Коему и Дамиана. Поклоняюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа вовеки. Аминь.

Празднуется 30 октября.

(17 октября по старому стилю).

 

Категория: Целители | Добавил: Natal (07.05.2008)
Просмотров: 905 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024